Путевые заметки по Абхазии, блог заполняется по мере сил и возможностей.

Путевые заметки по Абхазии, блог заполняется по мере сил и возможностей.

четверг, 20 июня 2013 г.

Лыхны



В 4 км от города Гудаута находится самое большое село Абхазии — Лыхны — древняя столица Абхазского княжества и символ национальной истории.
В центре села находится обширная поляна Лыхнашта — место всенародных сходов, национальных праздников и конно-спортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая).

Достопримечательностью села являются дворец владетельных царей Абхазии Х в. В 200 шагах от храма-развалины дворца Шервашидзе у края знаменитой в истории Бзыбской Абхазии поляны. Дворец разрушен по приказанию русских властей после восстания в Лыхнах в 1866 году. С развалинами дворца связаны местные предания о подземных ходах и пр.

Действующий храм Успения Богородицы Х-ХI вв. с богатой фресковой росписью ХIV в. и усыпальницей последнего владетельного князя Абхазии. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид.
Село Лыхны - позднесредневековая столицы Абхазии.
Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой и возвышающимися над нею зарослями. Храм действующий. Он относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Наружный облик храма очень прост: гладкие плоскости стен, облицованных крупными гладкими плитами красноватого известняка, выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом.
Гораздо более значителен, впечатляющ этот храм изнутри. Сначала входим в нартекс - западнее поперечное помещение, отделенное от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом в ней. Нартекс двухэтажный, из нижнего этажа в верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами.
Исключительно богаты росписи Лыхненского храма. Древнейшие из них представлены в диаконнике - это элементы геометрического линейного орнамента, возможно относящегося к VIII-IX векам, и изображение головы старца с грузинской надписью "Закария" с фрагментами других фигур, относящееся к рубежу Х-XI веков. Основные же росписи храма относятся к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе изображений той же апсиды - сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей (св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Кирилл и св. Фока). На западной стене - фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. На столбах и пилястрах - изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Иоанна Евангелиста и др. Снаружи над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею два ангела. Основные росписи Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем говорит единство красок, композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время прослеживается почерк, по меньшей мере, трех живописцев. Одним из них, последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере, характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали центральную апсиду.
Стены храма были также украшены греческими надписями.
В  1855 году  Российским Императором Александром II  храму был подарена икона Знамения Божией Матери.
Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует  о мастерстве зодчих.

Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века. Сам собор выглядит очень впечатляюще: крестообразное сооружение – традиционное для грузинских культовых построек – в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.
 
Информация с сайта www.apsny.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...