В 4 км от города
Гудаута находится самое большое село Абхазии — Лыхны — древняя столица
Абхазского княжества и символ национальной истории.
В центре села находится обширная поляна Лыхнашта — место всенародных сходов, национальных праздников и конно-спортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая).
В центре села находится обширная поляна Лыхнашта — место всенародных сходов, национальных праздников и конно-спортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая).
Достопримечательностью села являются дворец владетельных царей Абхазии Х в. В 200 шагах от храма-развалины дворца Шервашидзе у края знаменитой в истории Бзыбской Абхазии поляны. Дворец разрушен по приказанию русских властей после восстания в Лыхнах в 1866 году. С развалинами дворца связаны местные предания о подземных ходах и пр.
Село Лыхны - позднесредневековая столицы Абхазии.
Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой и
возвышающимися над нею зарослями. Храм действующий. Он относится к широко
распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных
трехапсидных сооружений. Наружный облик храма очень прост: гладкие плоскости
стен, облицованных крупными гладкими плитами красноватого известняка,
выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом.
Гораздо более значителен, впечатляющ этот храм
изнутри. Сначала входим в нартекс - западнее поперечное помещение, отделенное
от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом в ней. Нартекс
двухэтажный, из нижнего этажа в верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь
располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами.
Исключительно богаты росписи Лыхненского храма.
Древнейшие из них представлены в диаконнике - это элементы геометрического
линейного орнамента, возможно относящегося к VIII-IX векам, и изображение
головы старца с грузинской надписью "Закария" с фрагментами других
фигур, относящееся к рубежу Х-XI веков. Основные же росписи храма относятся к
XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне
Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в
двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча
двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе изображений той же апсиды -
сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения
Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей
(св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Кирилл и св. Фока). На западной стене
- фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола
Фоме. На столбах и пилястрах - изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна
Предтечи, Иоанна Евангелиста и др. Снаружи над дверным проемом южного придела
изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею два ангела. Основные росписи
Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем говорит единство красок,
композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время
прослеживается почерк, по меньшей мере, трех живописцев. Одним из них,
последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на
столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере,
характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали
центральную апсиду.
Стены храма были также украшены греческими
надписями.
В 1855 году Российским Императором Александром
II храму был подарена икона Знамения Божией Матери.
Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует о мастерстве зодчих.
Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века. Сам собор выглядит очень впечатляюще: крестообразное сооружение – традиционное для грузинских культовых построек – в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.
Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует о мастерстве зодчих.
Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века. Сам собор выглядит очень впечатляюще: крестообразное сооружение – традиционное для грузинских культовых построек – в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.
Информация с сайта www.apsny.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий