Черноморскую губернию (так красиво назывался наш край в
начале прошлого века) вполне можно отнести к пионерам в области развития
автомобилизма в России. Среди важнейших причин этого было отсутствие железной
дороги вдоль побережья, что вызывало потребность в регулярном сообщении между
растущими курортами с помощью других видов транспорта. Т.Скупенский в книге «На
лазурном берегу» в 1911 г. писал: «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с
севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на
солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных
автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе.
Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы»...
Уже к 1904 г. на курорте Гагры (а он вошёл в состав
Сочинского округа) действовала мастерская «для починки и налаживания
автомобилей и велосипедов». Она же отпускала автомашины в прокат. Впоследствии
при Гагринской климатической станции был оборудован большой гараж, откуда
автомобили по желанию публики совершали рейсы в Сочи, Красную Поляну и Сухум.
Большим любителем автомобилей был организатор Климатической станции принц
Александр Петрович Ольденбургский, что с большим юмором описал Ф.Искандер в
«Сандро из Чегема».
В 1905 г. между Сочи и Адлером было впервые организовано
частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь
«обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14
пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1
руб.
21 сентября 1911 г. в столице Черноморской губернии
Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск –
Гагры, являвшийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь.
Участники соревнования вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в
Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков». Автопробег Новороссийск – Гагры был
организован Гагринской климатической станцией. Руководил состязанием
вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант
В.В.Свечин.
Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры
прибыло 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле
была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль
Черноморского побережья по Сухумскому шоссе. В связи с тем, что 23 экипажа
прибыли в Гагры без штрафных очков и практически одновременно, было принято
решение о "дополнительном критерии", которым явилась верстовая гонка
на скорость.
Первые три места заняли:
- 1 место - граф Коловрат на "Лауринт-Клемент" (на фото)
- 2 место - барон фон Мекк Марк Николаевич на "Мерседесе"
- 3 место – гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.
Единственная в этом пробеге женщина – гонщица, госпожа
Ставросельская участвовала на автомобиле "Штевер" и заняла 11
место.
Победитель заключительной гонки граф Александр
"Саша" Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat) прошёл версту с хода за
38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч, и взял Первый Приз Великой Княгини
Ольги Александровны. Интересная деталь - автомобиль Коловрата был далеко не
новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым сoвершил на нём
путешествие по Африке, проехав 40 000 км.
автор Редакция БлогСочи
Комментариев нет:
Отправить комментарий