Путевые заметки по Абхазии, блог заполняется по мере сил и возможностей.

Путевые заметки по Абхазии, блог заполняется по мере сил и возможностей.

пятница, 18 сентября 2015 г.

Автопробег Новороссийск – Гагры (1911 г.)



Черноморскую губернию (так красиво назывался наш край в начале прошлого века) вполне можно отнести к пионерам в области развития автомобилизма в России. Среди важнейших причин этого было отсутствие железной дороги вдоль побережья, что вызывало потребность в регулярном сообщении между растущими курортами с помощью других видов транспорта. Т.Скупенский в книге «На лазурном берегу» в 1911 г. писал: «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы»...
Уже к 1904 г. на курорте Гагры (а он вошёл в состав Сочинского округа) действовала мастерская «для починки и налаживания автомобилей и велосипедов». Она же отпускала автомашины в прокат. Впоследствии при Гагринской климатической станции был оборудован большой гараж, откуда автомобили по желанию публики совершали рейсы в Сочи, Красную Поляну и Сухум. Большим любителем автомобилей был организатор Климатической станции принц Александр Петрович Ольденбургский, что с большим юмором описал Ф.Искандер в «Сандро из Чегема».
В 1905 г. между Сочи и Адлером было впервые организовано частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь «обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1 руб.
21 сентября 1911 г. в столице Черноморской губернии Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагры, являвшийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь. Участники соревнования вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков». Автопробег Новороссийск – Гагры был организован Гагринской климатической станцией. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В.Свечин.
Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыло 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Сухумскому шоссе. В связи с тем, что 23 экипажа прибыли в Гагры без штрафных очков и практически одновременно, было принято решение о "дополнительном критерии", которым явилась верстовая гонка на скорость.
Первые три места заняли:
  • 1 место - граф Коловрат на "Лауринт-Клемент" (на фото)
  • 2 место - барон фон Мекк Марк Николаевич на "Мерседесе" 
  • 3 место – гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.
Единственная в этом пробеге женщина – гонщица, госпожа Ставросельская участвовала на автомобиле "Штевер" и заняла 11 место. 
Победитель заключительной гонки граф Александр "Саша" Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat) прошёл версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч, и взял Первый Приз Великой Княгини Ольги Александровны. Интересная деталь - автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым сoвершил на нём путешествие по Африке, проехав 40 000 км.
 автор Редакция БлогСочи

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...