Каманский монастырь, да и все Каманы (Сухумский
район) известны не только как достопримечательности, но и как христианские
святыни, объекты паломничества.
Село
Каманы расположено выше в горы за Сухумом, 12 км к северу, за Шромой у слияния
западной и восточной Гумисты. Дорога пролегает через ущелье реки Гумисты. В Каманы
организуются экскурсии. Дорога достаточно плохая (впрочем, как и везде в
Абхазии), ехать удобнее маленькой группой.
Мы посетили Каманы в прошлом году, получили
массу позитивных впечатлений. Наш проводник и водитель в одном лице очень
подробно рассказывал о истории Абхазии и Каман, считаю, что нам очень повезло с
экскурсоводом.
В 1992-93 г.г. через Каманы проходила линия фронта,
окрестные села были буквально стерты с лица земли. здесь
шли ожесточенные бои. Мы проезжали греческие села абсолютно пустые, сады
ломились от фруктов. Впечатление тяжелое. Территория была заминирована. С 2000
года миротворческими войсками проводилось разминирование дороги и территорий
возле источника и монастыря. Наш водитель предупредил, что не стоит отклоняться
в кусты за инжиром и прочими фруктами.
Каманы -это настоящая православная святыня. О нем
есть упоминание в Святом писании, в житии Иоана Златоуста. Очень намоленное и
благодатное место с красивыми легендами. Там находится Каманский мужской
монастырь, действующий.
Вот что пишут об истории Каман:
«История Каман тесно
связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и
одного из трех Вселенских святителей. Святитель Иоанн Златоуст, один из трех
Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 г. Златоустом
святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только
христиан, но даже еретиков и язычников. В марте 404 г. в Константинополе
состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. Зимой 406
г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не
унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в
Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в
дождь и зной совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У
склепа святого Василиска (о нем следующий пост), утешенный явлением мученика
(”Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Тайн,
вселенский святитель со словами “Слава Богу за всё!” отошел к Господу 14
сентября 407 г. в Каманах. После смерти в 407 г. его тело находилось
в Каманах, а в 483 г. его мощи с большими почестями были перенесены в
Константинополь по указу нового императора Феодосия II. Позднее мощи святителя
были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 г. мощи Иоанна Златоуста, по решению
папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с
мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в
соборе Святого Георгия в Стамбуле. Иоанн Златоуст – христианский святой,
почитаемый в лике святителей (святой из епископского чина)".
При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из
известняка и весивший около тонны.Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, находится в Каманском храме. Считается, что в нем было погребено тело
святителя до его переноса в Константинополь. Посетивший в 1884 г. Каманы
известный греческий археолог Г.Вризис, подтвердил церковную версию о погребении
здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского
праведника Иоанна Златоуста. По его утверждению, в одной из европейских
библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы, где на
пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст. В настоящее время гробница
находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром
паломничества.
Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая
богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов. В течение последних двух веков
Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества
православных христиан.
Храм Иоанна Златоуста, возвышающийся над Западным течением реки Гумисты,
относится к XI в. Изначально храм представлял собой однозальное каменное
сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием.
Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в
западной стене.В конце XIX в. он был восстановлен и получил дополнительные
пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада –
трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была
окружена каменной стеной, как и в настоящее время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий