Путевые заметки по Абхазии, блог заполняется по мере сил и возможностей.

Путевые заметки по Абхазии, блог заполняется по мере сил и возможностей.

понедельник, 25 августа 2014 г.

Иверская гора




"Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому,
кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу"

Антон Павлович Чехов, 1888г.
 

В один из дней отдыха в Новом Афоне решили подняться на Иверскую гору, которую лицезрели из окна гостевого дома Романа (про дом тут), хотели соответствовать Антону Павловичу. Встали рано, чтобы идти было прохладно, и правильно сделали. Дорога от железнодорожного вокзала до Кипарисовой аллеи, потом вверх до пещеры, и влево к горе.
Можно, конечно, на машине доехать до начала подъема в гору, но потом все равно придется идти пешком. По дороге все время разглядывали дома, кафе, открывающиеся виды. скучно не было! Начало Анакопийского национального заповедника, здесь нужно купить билет. Дальше грунтовая дорога серпантином уходит в гору. Виды потрясающие!

В начале пути встречаются развалины нижних укреплений крепости, это была первая линия обороны.
История горы связана с библейским сюжетом и древней историей Абхазии. Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия», сейчас так называют Грузию. В апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. В оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.
Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит, который принял мученическую смерть  у подножия Иверской горы на территории современного Нового Афона.

Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».

В  раннехристианской легенде говорится о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии  оливковую веточку из «земного рая», библейский рай находился именно на территории  нынешней Абхазии.

На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, в недрах горы находится знаменитая Новоафонская пещера. Анакопийская крепость — оборонительное сооружение, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.
Анакопия - древняя столица княжества Абазгия и (до 806) Абхазского царства.



На территории крепости реставрирована главная восточная башня, которая хорошо видна на вершине горы практически с любой точки города. Можно подняться на самый верх башни, там есть смотровая площадка. Дух захватывает от открывающегося вида на монастырь, Псырцху, село, сам город!

Вот по этой дороге и поднимались в крепость. На самой вершине горы, на высоте около 350 метров над уровнем моря, в 1913 г. новоафонские иноки построили часовню, которая сейчас разрушена, в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная со Свято-Пантелеимонова монастыря — Старый Афон, Греция. В честь иконы гора названа Иверской. Тогда же внутри церковных развалин иноки построили еще одну небольшую часовню.


Одно из чудес Анакопийской крепости - неиссякаемый колодец, более 80 лет привлекающий внимание туристов.

О возникновении колодца было сложено две гипотезы: первая сводится к тому, что водовод к колодцу был сооружен в древности строителями Анакопии и действовал он по тому же принципу сообщающихся сосудов. Как полагают, такой водовод могли провести в канаве, прорытой на склонах обеих гор (Иверской и Афонской) и через долину между ними под речкой, а затем замаскированной землей. Вторая гипотеза сводится к мысли, что под постройками на вершине была сооружена когда-то в древности воронка из плотного материала, которая собирала дождевую воду. Правда, как отмечают сторонники этой точки зрения, таким способом можно объяснить поступление в колодец лишь небольшого количества воды, в то время как в действительности колодец практически неиссякаем
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...