В 1968 году широко отмечалось
1000-летие Моквского собора. Село Моква было значимым религиозным центром,
«матерью Абхазии», где размещалась архиепископская кафедра, игравшая для
абхазов громадное значение. В древнем Моквском храме во имя Успения Божией
Матери (XIVв.) упокоились многие абхазские епископы, владетельные князья и
иереи.
С Моквским собором связывают
легенду:
Заказчик, царь Леон III (957–967
гг.), не хотел заплатить зодчему, возводившему храм, жаль было денег, и созрел
в царской голове коварный план. Одним из условий, которые царь поставил
зодчему, была возможность следить с храма за окрестностями. И, когда храм был
завершен, Леон обвинил архитектора в том, что это условие не соблюдено;
возмущенный мастер полез на крышу опровергать несправедливые претензии, не
догадываясь о том, что это ловушка. Лестницу, по которой он забрался, убрали, и
зодчий остался на куполе умирать с голоду, а коварный заказчик сохранил гонорар
себе.
В XVII веке, когда турки
захватили Абхазию, храм был разграблен. Исчезли напольные орнаменты,
иконостас. Много драгоценностей и святынь было вывезено из Абхазии
и разошлось по разным местам. Моквский собор – единственный в Абхазии
пятинефный крестово-купольный храм. Он был богато украшен внутри и снаружи,
иконостас, колонны и пол были сделаны из мрамора, стены покрывали росписи,
каменные карнизы украшены резьбой. Особую ценность представляла икона Успения
Богоматери. Во время турецкого ига собор был разграблен, многие жители села
были проданы в рабство. Полчища персов, турков-сельджуков, арабов не раз
проходили по этой земле, разоряя храмы и сёла, истребляя огнем и мечом
христианские святыни.
В 50 годах XIX столетия храм был
отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен
придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В результате этой реставрации
сильно пострадал наружный облик храма - исчезли резные карнизы, черепичную
кровлю заменили железной. Внутри храма тесаный камень стен покрыли штукатуркой,
а росписи и мозаику в алтаре забелили. В этот же период собор был превращен в
усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил
Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, многие абхазские
военачальники.
В 1902 году монахини из
Богодуховского монастыря Харьковской губернии основали Кавказский (Моквский)
Успенский женский монастырь, а в 1920 году храм вновь подвергся разграблению.
В сталинский период в Мокве также
поселяют крестьян из Западной Грузии. После грузино-абхазской войны 1992—1993
моквинские мегрелы покидают село.
В центре села на обширная поляна - Мыкуашта . Все селения Абжуа (Восточной Абхазии) собираются каждый год осенью на поляне перед храмом, и каждое село имеет здесь собственную апацху - традиционную постройку с очагом для приготовления пищи.
В центре села на обширная поляна - Мыкуашта . Все селения Абжуа (Восточной Абхазии) собираются каждый год осенью на поляне перед храмом, и каждое село имеет здесь собственную апацху - традиционную постройку с очагом для приготовления пищи.
22 плетёных хижин-апацх, где
каждый год на праздник Урожая (середина сентября) проводится всеочамчирская
ярмарка. Каждое селение Очамчирского района, включая сам районный центр,
представлены одной апацхой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий